Дикий Запад
 
 
 
 
Главная arrow Наши походы arrow Походы, Соревнования, Выезды arrow Лапландия 2007 15/07-10/08/2007
Лапландия 2007 15/07-10/08/2007 Печать E-mail

Кольский.

Время 4 недели.

Расстояние 7500 км.

Участники из Калининграда: Алексей Фонарев ,Алексей Давыденко, Горбачевы Алексей и Ирина ( ,Ниссан Патрол Y60 ), Атрахимович Олег и Люба ( Тойота 4Ранер) , Гончаровы Вадим,Светлана и Настя (Митсубиси Паджеро ), Семенов Илья и Иван Ступкин Сергей ( Нисан Патрол 160)

Спасибо: Косте и Наташе за терпение

                Ире, Славе и Димону за поддержку

                Александру Дерюгину и его команде за тех.помощь.

 

Мысль поехать на Кольский полуостров посетила голову около 2х лет назад, и так там и осталась лежать и мешать спокойно, жить.

И вот летом 2007 года, предварительно заявившись в экспедицию «Лапландия 2007» , 4 машины из Калининграда трогаются в путь. Дорога до Питера описана многими и не один раз поэтому расскажем коротко : дороги в Белоруссии просто шикарные а штрафы поднялись, Псков интересный город, в Питере все водители сумашедшие J.

Потеряв почти целый день на питерские пробки, выбираемся на приозерское шоссе и едем в сторону Карелии. Предполагаем остановку на ночлег на озерах в районе реки Вуокса, Река знаменита своими порогами, и много туристов по ней сплавляются. Мы также решаем сплавится по реке. После ночовки находим плот и байдарку , одеваем жилеты и вперед на сплав. Сначала идем на плоту, куча брызг, плот швыряет, идет он по странной траектории, весло в руках становится тяжелым а инструктор кричит работать, грести. Финальные ворота сплава, ощущение что налетим на скалу и все тихие спокойные воды озера. Гребем к берегу и на байдарку. Инструктор обьясняет что если он сказал право то значит надо наклониться на право  если лево то на лево, что надо все время грети… Погрузились, пошли . первый порог все красиво , наклон разворот, небольшой отдых и следующий порог, выход с него и инструктор дает команду право, но он не знал что я переодически путаю лево и право, накланяюсь на лево, опять команда право и я понимаю что наклонился немного не туда исправляю ошибку и наша байдарка делает оверкиль. Инструктор не ожидал такого подвоха. Побултыхавшись в воде мы загружаемся обратно, и на следующие пороги. Буквально через пять минут ситуация повторилась. Вообщем когда все закончилось и мы выбрались на берег , инструктор заявил что первый раз в его практике он застав в расплох с переворотом, обычно он сам байдарку в конце переворачивает а тут сами да и еще пару раз.

ImageImageImage

Обсохнув продолжаем свой путь в сторону Мурманска. Т.к. Идти по прямой дороге Мурманск-Питер не интересно поэтому наш маршрут проложен по грунтовым дорожкам Карелии. Два дня мы смотрели на огромные прозрачные озера в скалах, бурные реки, огромнейшие болота, водопады высотой по 15-30 метров. Шикарные места. Но на трассу М18 выехать все равно надо, ибо это практически одна дорога которая связывает Мурманск с Остальной Россией. И похоже что эта дорога особенно от Медвежегорска до Апатит про ремонт не слышала с момента постройки. Но мы все равно движемся, и пересикаем полярный круг.  На трассе стоит Большой монумент, все деревья вокруг повязаны ленточками, на дороге нарисован пунктир. Больше мы таких монументов не видели, на остальный дорогах полярный круг отмечен небольшими знаками. Продолжаем движение, сегодня надо быть в Мурманске. По часам наступает  ночь, но солнце еще светит и как оказалось оно даже и не садится… 3 ночи по Калининграду, до Мурманска 60 км. И первые коллективные галлюцинации, на вершине сопки , в метрах 100 лежит снег. Заправляемся на заправке и заодно уточняем снег это или нет, посмотрев как на идиотов заправщица сказала , естественно снег и что он растаял всего месяц назад и это его остатки.

4 утра , мы в Мурманске у памятника «Алеша»,  в 10 старт экспедиции. 

Немного поспав, встаем и начинаем встречать остальных участников, первым подьехал  экипаж на додже (микроавтобус полноприводный) из Москвы (Слава,Ира, Дима и собака Лиля), Потом экипаж на Барсике с Артемом во главе, солнышко ( УАЗ со странной интернациональной командой, Вася запомнился всем ), подтянулись организаторы на Шишиге, и все начали сразу наклейки клеить , номера вешать и заниматься прочей суетой. Под конец подтянулась команда на ТЛС (Алексей и Миша) и команда «Северного радио» на теране.

Покончив с формальностями вся команда трогается в путь.

 

Маршрут первого дня лежал из Мурманска , через долину славы , через Линохомари , на берег Баренцева моря. Вот и первая остановка, у самого центрального памятника в долине славы, количество памятников в этом районе просто впечатляет,  обедаем, воду набираем прямо из реки( вода прозрачная и вкусная). Следующая остановка въезд в пограничную зону, жителям Калининграда такого не понять, вьезд оформлен как пересечение границы, ворота , КСП, проверка паспортов, пересчет людей, от границы отличалось только отсутствием таможни. Двигаем дальше, дорога поднялась на высоту 100 метров, окружающий вид изменился, нет деревьев, нет высоких кустов, один мох и небольшие кустики можжевельника. На горизонте показались голые скалы. Еще один КПП и мы едем вдоль одного из заливов  Баренцева моря, берег видно а воды практически нет, оказывается отлив. Колонна съезжает с асфальта на грунтовку, котрая серпантином вьется между скал и озер. Стали попадаться бетонные мостики, знакомые каменные столбики по краю дороги, да и покрытие дороги это подогнанный друг к другу камень, все это знакомо по Калининградской области. Оказывается за 3 года, что немецкие войска стояли на Кольском, было отстроено очень много дорог и других сооружений и все это сохранилось не смотря на привычку местных жителей ездить на ГТС. Дорога идет по дну озера, на край скалы и первое препятствие, спуск  метров 50 в ращелине ,засыпанный плоскими камнями и по ним течет ручей. Даже пешком сложно остаться на ногах. Медленно и осторожно спускаемся, каждое нажатие на педаль тормоза вызывает скольжение камней вниз, а люди с камерами внизу и впереди такие маленькие… Еще немного и мы на берегу Баренцева моря, и даже можно сказать на Южном берегу Ледовитого океана. Вода прозрачная , дно отчетливо видно даже при глубине 2-3 метра, на пляже песок даже не белый, серебристый. Просто как на тропических островах. Только вода прохладная и на вокруг скалы. Ставим лагерь , и идем осматривать окрестности. На скалах первый раз, высоты вокруг около 300 метров, на вершинах видны искусственные сооружения, в бинокль видны остатки пушек. Путь наверх оказался не сложен и через часик мы уже стоим на вершине скалы, вид открывшийся нам словами описать сложно, бросается в глаза что солнце висит над морем ( как у нас в июле в 20,00 ) а времени час ночи по Калининграду. Перед нами стена выложенная из камня и ход в скалу, Фонарями и вспышками фотоаппаратов освещаем себе дорогу и идет по длинному коридору, метров через 10 оказываемся в комнате 5*5 метров, еще коридор и еще одна комната, еще коридор и выход с другой стороны скалы) коридоры кривые и от входа выход даже не виден. От выходя отчетлива видна выложенная тропика идущая по краю скалы, идем по ней и за поворотом видем еще один вход в скалу,ступеней 10 вниз и он оказался затоплен.

ImageImageImage

Решаем что пора возвращаться, т.к. на завтра предстоит поход по этим скалам часа на 4 , на другую сторону бухты к остаткам пушек. За наше отсутствие остальные участники нашли морских ежей, ежики разных цветов, морских звезд и даже одного краба. Дальнейшая ночь прошла в ожидании закатаJ. А утром всех поднял Костя ( организатор ) и потащил на остатки пушек, организм отчаянно сопротивлялся, но мы шли. На всех вершинах были видны оборудованные огневые точки, валялся ствол от небольшого орудия, ряды колючей проволоки километрами лежали вокруг, гильзы, куски мин, панцири морских ежей, клешни крабов все это попадалось на нашем пути. И вот мы достигли нашей цели. В скале простая деревянная дверь  ведет в огромную комнату, длиной около 20 шагов, из нее в другую такую же комнату, потом лесенка на верх, площадка, иодна лесенка вниз а другая вверх. Сначала идем в верх и попадаем в несколко помещений, под основанием пушки. Т.к. не являюсь военным историком марку данного орудия сказать не могу. Но понятно несколько вещей: два ствола, на каждый свой конвейер из своей комнаты для подачи снарядов. Продолжаем путешествие по подземелью и выходим в нижний ярус, где располагались сами снаряды, а затем и на улицу в метрах 100 от пушки. Теперь штурмуем гору и видем что стволы отрезаны и лежат рядом (длинна метра 2, внутренний диметр 75мм, внешний 300мм) , тут же лежат броне щиты, и все механизмы можно легко крутить. Проводим фотосесию, и начинаем обратный путь. А он оказался сложен, нас настигло облако и полило дождем и нас и скалы, которые стали очень скользким, оказывается на них растет какой-то грибок, который пока сухой , весь твердый и не скользкий а как наберет воды так все наоборот.

Также что бросалось в глаза , это низкое небо, было ощущение что облака чиркают по голове. Сделав усилие на собой, скатившись в одну из расщелен, мы все таки вернулись в лагерь почти целыми. Сборы , и все участники потихоньку начинают выезжать из лагеря , на штурм вчерашнего спуска, и дальше на п-в Средний.  

ImageImageImage

 

Подьем по скользким камням оказался гораздо проще чем спуск, и все машины смогли без посторонней помощи забраться наверх, разве что один из Уазов пугал всех своими тормозами. Небольшой прогон по асфальту и мы сьезжаем на грунтовку, вдоль реки Титовка. И  разбиваем лагерь в районе водопадов. Рыбаки хватают удочки и бегом что-то ловить, остальные кто в баню ( баня была в 2х километрах) кто водопады смотреть. Как ни странно но эти водопады мы не сфотографировали, хотя и спускались к ним. Утро началось как обычно, добрый Костя постучал в стекло нашей платки и напомнил что уже утро и через полчаса выезд, а на улице так и не темнело.

Дальнейший наш путь пролегал по неплохой грунтовке , (оказалось что геологи ее разровняли, а все остальные дороги напоминали направления) мимо пьяного ручья и в сторону трезвого ручья. Дорожка узкая , и петляла между скал, и довольно часто шла по краю. А внизу были видны остовы машин. Остановились на высоте «Яйцо», количество метала в виде осколков, колючки , и прочего эха войны поражает. Также как и количество погибших. На базе геологов есть музейчик , и вся стена занята списком погибших. Также нам показали последние находки поисковиков, тарелка разведчика с его нацарапанной фамилией на дне, и личные вещи .

Дальше мы выбрались на берег Баренцева моря но уже п-ова Средний, обед около реки. Пока готовилась еда, неспокойные пытались утопить машину в водопаде. Река не глубокая, а около самого водопада вода в камне сделала яму размером с УАЗ и глубиной метра полтора.,  ( размер ямы был промерян в прошлом году одним и УАЗов за рулем которого сидела Алена (наше северное радио) ). Так учитывая опыт прошлых лет , неспокойные головы сделали фотосесию не утопив машину. Обед прошел быстро и также быстро кончилась хорошая дорога, как нам тогда думалось. Еще десяток километров по каменным дорогам вдоль моря и мы стоим около советской батареи. Видны остовы 4х орудий времен войны и тут же стоят 4 морских орудия но уже послевоенного периода. Полазив в бетонных подземельях под орудиями , набрав сувениров в виде крышек от зарядов и непонятных пружин, двигаемся дальше по берегу моря к древнему саамскому капищу. Честно говоря мне досих пор непонятно причем тут саамы. Скалы в том районе были необычны в нашем понимании, они были как бы слоеные и были сложены из тонких плит разного размера. Так в одном месте скалы заканчиваются вертикальной стеной, а метров через 100 стоят 2 колонны, как их называют 2 брата, и ветер там гудит странно.

ImageImageImage

Дальнейший путь по побережью по п-ову Средний и далее на п-ов Рыбачий был немного утомителен. Камни на дороге , брода через ручьи, лужи огромных размеров, потом пыль. Проехали даже по взлетке заброшенного старого аэродрома . Правда если бы не лень (колеса спустить) то ехать было бы приятнее. Заехав на п-ов  Рыбачий мы стали отставать от основной колонны, т.к.  и нас сильно трясло и терашка шефство над которой над передали «Волки» не могла быстро передвигаться. И на одной из развилок мы узнаем что все колонна двигается в сторону лагеря ( на право 15 км.) , а самая северная точка Европы это прямо 7 км. Посещение которой запланировано на завтра из лагеря. Но мы решаем что , при нашей скорости лучше посетить мыс Немецкий сегодня, тем более что у нас есть прибор космической навигации и знающие местность экипаж тераны. Вперед на самую северную точку, сначала по дну моря ( благо отлив был) потом по дорогам, около очередной лужи , когда 36е колеса скрылись под водой, решаем остановиться и закупорив все воздухозоборник в теране перетащить ее волоком. Преодолев сопротивление пилота и по совместительству хозяина, разобрав все что связано с воздухозабором  замечаем что вода может попасть в машину через окна и принимаем разумное решение , пустить терану в обьезд, по дороге которой мы будем возвращаться и как показал дальнейший путь это решение было правильным т.к. глубокой воды было еще очень много. Продолжив путь в одиночестве мы добрались до маяка на мысу и нашли самую северную часть Европы.

Окружающий вид напоминал фильм «сталкер» , Кругом остатки военной техники, стоят три шара космических антенн 2 из которых находятся в состоянии полураспада. Огромные здания без окон, емкости из под соляры, километровые опливные магистрали от моря. Посмотрев на все это, двигаем дальше в сторону лагеря. По пути находим  терану, и двумя машинами двигаемся сквозь затерянный город, военные склады, КПП 4 ряда колючей проволоки и вся зона закончилась, пошла обычная тундра дорожка стата песчаной, и через минут 20 преодолев очередной брод,мы выбираемся на берег океана где и стоит лагерь. Ужин, небольшой ремонт и спать. А рыбаки спать не ложились, всю ночь ( если можно так назвать то время суток когда солнце висит в небе а на часах 3 ночи) бродили с удочками по устью реки и скалам на берегу океана. На обед была уха.

После обеда небольшой перегон к следующему месту ночевки. Попутно смотрели на скалы и камни, внутренности которых как будто скатали в рулет, с одной стороны камень как камень а с другой внутренние слои идут по спирали. Была обнаружена еще одна база ГСМ  и небольшая часть, где большее место занимала свалка брошенной техники. Как сказал Олег за всю свою жизнь большего безобразия он еще не видел. Еще пара километров скакания по валунам, постройка снежной бабы ( из снега конечно), традиционный брод, и мы встаем на ночь. Алкогольные продукты кончались и Костя придумал интересную забаву, ночной поиск петроглифов ( такие наскальные рисунки) , описав место их нахождения ( описание в духе где-то там на востоке….) показав приз, он внес не спокойство в наши головы. Слава на Додже показал чудеса своей машины и пока мы готовили ужин он построил баню. Помывшись, поев, спокойно всеравно уснуть не удалось, в 3 ночи мы трогаемся в путь на поиски рисунков, а так как лень двигаемся на машине. Переезжая от одной группы скал к другой мы всетаки нашли болото в котором засадили наш патрол по самые фары и как оказалось, что лебедку можно зацепить только за камень , а до камня троса не хватает, доставались где то с часик, а потом обьездными путями доехали до места где нам показались рисунки, что было снято при помощи телевика как рисунки  в близи оказались игрою природы. Возвращаемся в лагерь, завтра большой и сложный перегон. Утро оказалось хмурым привычного нам солнца не было видно, Серые облака задевали за крыши машин ( местные сказали вот это и есть нормальное состояние погоды на  Рыбачем). Дорога стала похожа на направление движения по саду камней. Мрачность погоды передавалась участникам, лужи уже не радовали и каждый удар камня в мост был грустен. Так потихоньку мы выбрались к выезду с полуострова, на базе нефтяников нам выделили эстакаду где мы подремонтировали машины, для стандартных авто последние 70 км, не прошли безболезненно. Дальше мы должны были выйти на немецкие фронтовые дороги и по ним за два дня пройти до Линохамари,  сделав полный круг по северной части Кольского .

Сьехав на фронтовые дорожки, зразу сделали немецким строителям замечания, могли бы и мостики сделать получше, а то половина сгнила и развалилась. Но так масштабы подготовки впечатляют, в доль дороги видны остатки зданий, в скалах вырублены комнаты , к каждому доту ведет дорожка и все сохранилось не смотря на любимый гусеничный транспорт используемый местными «туристами». Ночуем в скалах на берегу озера. А утро встречаем внутри облака, это только в мультиках облако теплое и мягкое а на самом деле внутри холодно и мокроJ.Продолжаем дальнейший путь по немецким дорогам, то и дело встречаются площадки под разьезды техники, пара больших мостов взорвано, но есть обьезд. И что интересно мосты сделаны не поперек рек а под некоторым углом, основание моста как бы повторяет берег речки. На одной из вершин види ржавые остатки техники,  знатоки говорят что это хорьх. ( целая рама , крылья, рамка лобового стекла, лежат куски подвески). Еще немного и дорога начинает спуск вниз, появляются деревья, грибов стало больше ( до этого гриб попадался на 2 кв. метрах а теперь их 5 ), еще немного и мы подьезжаем к реке. Прилив , и брод стандартными машинами не проезжаем, А на другой стороне магазин, решаем поиздеваться над остальными и переезжаем брод двумя машинами, Патрол и Додж думаем сейчас сгоняем в магазин и будем пиво наливать всем кто переплывет реку. Но как оказалось дальнейшая дорого шла по полигону военному и до вечера туда никого не пускали, шли учения. Так мы стояли 3 часа на другом берегу реки и ждали вечера. Учения закончились и как раз наступил отлив, вся колонна перебралась на наш берег и мы тронулись .Дальнейший путь проходил по асфальту до самого города Полярные зори, где мы зашли в магазин, посмотрели на выжженную землю вокруг завода связанного с никелем. И ушли назад в «тундру» по уже советским фронтовым дорогам , к месту очередной ночовки. Встали на берегу озера, песок со слюдой создавал странный эффект , на солнце он искрился и переливался, и после каждого кто купался вода еще долго играла блестками. На ужин был грибной суп, грибы с картошкой и грибной десертJ , видимо количество грибов а может и еще что подействовало на людей и группа энтузиастов бросилась на постройку большой бани. Баня получилась отменная, и пар хороший и парилка большая, а какой бассейн… Но утро наступило скоро и некоторые штурмана выступили в роли пилотов. Экипаж в додже также получил замену пилота. И Ира первый раз в своей жизни на таком танке ехала, а дорога предстояла не легкая , 65 км советских военных дорог  большие броды, и пара взятий высот в 300 метров , смогла, и вечером был повод…

На одной из высот (315 м) походили по немецким укреплениям, они и здесь все делали на долго, дорожки, печки в землянках ( не знаю как назвать помещение 5*10 м вырытое в камне и накрытое бревнами с камнем), окопы по линейке , а видно все далеко.

ImageImage

Двигаемся дальше, пропускаем встречный гусеничный транспорт, находим еще один рядом в болоте ( видимо сломался и его стянули с дороги дабы не мешал). Последний на сегодня брод ( самый большой за все время нашего путешествия, каменный , глубина с метр, длинной около 50, а течение просто сбивает с ног). И мы почти в лагере. Небольшой прогон по асфальту и мы стоим в долине славы, в километре  от центрального монумента. Круг северной части экспедиции замкнулся.

 

 Ночь в лагере прошла на удивление тихо, особенно запомнился горячий шоколад и ликер «Бейлис» ( все сделано на костре и из подручных продуктов). Зато утро, началось рано и шумно, полярный день странная вещь, в организме постепенно проходил сдвиг времени и утром все это сказалось, танцы вместо ночных стали утренними. Наш главный предводитель сказал , что день свободный но к 14.00 надо быть в Оленегорске ( что в 200 км. ) для соединения с новыми участниками южной части экспедиции. По сложившийся традиции наши два экипажа ( Додж и Патрол) покинули места лагеря последними. Асфальтовый пробег до Оленегорска прошел без особых приключений, немного сделали крюк в Коле ( решив не ехать по новому мосту в Мурманске, т.к. у нас не было свежих карт города, да и в пробках стоять не хотелось).

Вот мы и  в Оленегорске, стоим на центральной площади, рядом большой ( по местным меркам ) супермаркет, и мы как решаем туда сходить. В итоге набрали чего-то целых 2 тележки из которого полезным было шампанское и пиво, да местная водка «Ледокол» из Беслана ( по совету продавца купили как водку местного разлива). Возвращаемся к машинам, забираем часть продуктов из Калининградских машин ( 3 машины идут домой а наш патрол остается еще на неделю, на южную часть экспедиции Лапландия07). Общее фото, и мы трогаемся в сторону первого лагеря южной части. Первая остановка была недалеко от города, на смотровой площадке карьера. Сверху были видны маленькие машинки и экскаваторы, грузившие машину за один раз. При рассмотрении в бинокль машины оказались большими Белазами . Пообедав, почитав строгих плакатов про взрывы и гудки трогаемся дальше. Надо сказать что первый день юга сразу показал какие они новые участники. Через  20 минут колонна рассыпалась по лесу,  все «новички» по каким-то своим трэкам использую космические приборы связи разбрелись кто куда. В итоге из замыкающей машины мы оказались вторыми. Т.к. Следов перед нами почти не было, был один и как мы подозревали он принадлежал Доджу ( потом наши подозрения подтвердились). Нам ничего не оставалось делать как встать на дороге и ждать всю колонну в веселой компании девушек из Петрозаводска ( их выгнали из шишиги в лес за буйное поведение, а мы подобрали). В радио эфире кипели страсти по поводу поворота налево и комментарии на тему штурмана и гения нарисовавшего трэки. Через литр пива , появились первые участники, пропустив всех вперед и подождав отставших «Волков» мы медленно поползли всех догонять. По словам Кости через пару километров было болото, где мы всех и догнали ( болото было длинной метров 500 и находилось на склоне, перепад высоты ЖПС показал 10 метров)  И здесь оказалось что все «новички» пошли другой дорогой (длиннее и южнее и с 2мя болотами, по ней мы шли обратно). Нам было интересно смотреть как стандартные машины ползли по болоту на лебедках, но недолго шоу продолжалось, в радио эфир слабым сигналом дошел сигнал СОС , мы сразу поняли что это от Доджа и что Слава забрался в брод реки Печа.( брод достаточно сложный, река мощная и постоянно двигает огромные камни, а в этот раз оказалось что и воды было больше чем обычно). Первый раз в своей жизни я прошел несколько болот в режиме тапка в пол, они правда небольшие были, когда мы подьехали к броду Слава уже выбрался на место помельче , машина вроде целая сам слава мокрый до ушей. Додж вскоре выезжает на наш берег и мы проводим операцию по успокоению экипажа и согреву пилота. Пока Слава рассказывал про камни на которых он повис бамперами и Ира в жестах показывала как вода протекала по салону и дети радостно искали маленькую сибишку ( микрофон от большой станции Слава пожертвовал в шишигу ), Нашелся герой который не слушая объяснения организаторов , что в реку не надо, преодолел брод. Особенно сложным оказался выезд на другой берег, но он смог. А вот обратный путь был еще сложнее ,т.к. половину реки надо было идти против течения. И вот штурман доброволец в телепузиках с тросом на плечах идет по груть в воде, немного наклоняется и под радостные вопли зрителей начинает сплав вниз по течению, ему повезло и он смог зацепится за кустик на кочке по центру реки, пилот также решил повторить заплыв штурмана, но ему повезло меньше, и хотя выбрался он без травм, но адреналина получил на пару лет вперед. ( В этом броду уже погибли  2 человека, организаторы Арктик –трофи).Следующий час прошел под девизом вернем  тойоту на наш берег, Тойота вернулась, лагерь встал на ночь.

;;;;;Утром лагерь сорвался и наши машины традиционно оказались замыкающими, проехав сквозь лагерь , не заметив крупных вещей ( а «барсик» оказывается забыл палатку и шел за ней пешком по болтам обратно), мы выбираемся  на развилку и уходим на нижнюю дорогу (Лагерь стоял в почти тупике(для стандартных авто) и туда мы ехали по верхней дороге). Первый заболоченный участок мы прошли просто, все таки наша машина была немного подготовленной, Доджу пришлось немного порулить выбирая траекторию получше ( без полного привода , в лесу , немного грустно). Проехав еще немного мы догоняем всю колонну, которая с боем берет следующий заболоченный участок. Естесвенно когда мы подьехали, все жаждали зрелищь, но мы не оправдали надежд, Слава нежно плюхнулся в лужу, чуть протащился на лебедке и уже стоял на сухом. А штурман нашей машины решил что в болото мы не пойдем, а поедем над колеёй шишиги, верх был твердый только колея оказалось слегка широкой и к концу маршрута мы сьехали в нее пассажирской сторойно, наклоны на ту сторону мой организм переносит нормально и поэтому мы тихо и спокойно продолжили свой путь, рулить было немного тяжело, ( насос гура сдох)  но мы не фотогигиенично выбрались ко всей колонне. Дальнейший путь по грунтовке с булдыганами был скучен и не интересен. Выбравшись на асфальт , мы по р/ст получаем ц.у. двигаться по асфальту в поселок или город Ревда,  где у нас планировался следующий лагерь, магазин, и восхождение на высоту 1100 метров. Населенный пункт Ревда был достигнут, найден магазин, где закупили пельмени с олениной (это на ужин).

Костя договорился про баню и пока стояла хорошая погода , рванули в гору.

Первый раз наш экипаж ехал по серпантину, где то на высоте 500 метров дорожка стала покруче и мы перешли на пониженный ряд. Телевышка в Ревде казалась маленькой спичкой, да и завод горно-обогатительный потерялся где-то внизу . Выезжаем на дугой склон и перед нами открывается вид на остальные высоты, облака чиркают за их хребты, а нам еще выше. ЖПС показывает 900 метров, делаем остановку, ждем «северное радио» , а пока все как дети катаются по снегу и играют  в снежки. Все собрались, терану оставляем, и поднимаемся дальше. Выезжаем на плоскость,Колонна уходит левее ну а мы как обычно в другую сторону. Недалеко видим холмик который возвышается над всей плоскостью. Подьезжаем ,забираемся и оказываемся на вершине  горы АЛУЛАЙВ ( высота 1049 м.). Вид вокруг словами сложно описать,с одной стороны видим рядом огромное озеро ( как оказалось оно было в 20 км и размерчик примерно 50*50 км.) с другой стороны еще вершины , снег на склонах, горное озеро с неподвижной водой, колонна которая по хребту ползет к другой вершине а за волосы цепляют облака и серебристые и серые и небо вот оно. Пошли догонять колонну, догнали на краю обрыва. Многие бесстрашно подходят к краю , делают фотографии , а я так и не решился  . подошел метра на 2 до края посмотрел, высоко , внизу снег, стены горы черные… Серега конечно смелый парень, лазил по скалам, встал на край и фоткает и вниз и в бок, но не долго. Порыв ветра возвращает его к нам. Ощущение говорит что ветер тебя может туда скинуть. По машинам и двигаемся дальше, крутой подьем и мы поднялись на 1100 метров. Прогулка пешком еще выше. Кругом видны работы геологов, лежат пробы камня ( цилиндрики диаметром 5 см и длинной 10-20 см), находим остатки вагончиков и облака, погода меняется ветер усилился и уже серые облака накрыли нас. Видимость стало нулевой, машины практически на ощуп начинают спуск обратно, пройдя крутой спуск выходим из облака, все вокруг видно, все рядом и только над нами серый туман. Спуск с горы занял немного больше времени, Костя направил всю колонну сразу в лагерь к подножию горы, дорожка вниз оказалось не очень хорошей, мы ломаем подкоренной лист передней рессоры. Немного отстаем от всех, и через некоторое время , немного срезав спускаемся в лагерь, а там всего две машины а остальные где-то заблудились, оказалось что срезав последнюю петлю серпантина  основная колонна повернула не туда, поблудив с полчаса все собрались в лагере.

Обьявили 30 минутную готовность для похода в баню, Славу оставляем дежурным, он варит пельмени и делают свою баню ( не хочет он идти в деревенскую). Все грузятся в шишигу и мы двигаем в Ревду. В бане нас ожидает сюрприз, прорвало трубу от котла с горячей водой. Но мы все таки джиперы ( и даже в душе), ремонтируем водопровод и получаем скидку за баню. Парилка , веник, холодное пиво (осталось в лагере). Возвращаемся в лагерь к комарам , Слава нас накормил ужином, засыпали еще сидя за столом. Традиционное утро, мы догоняем колонну  у первого ручья, сегодня мы едем по маршруту «1000 ручьев» и к вечеру должны быть рядом с Кировском в Хибинах на базе МЧС. Грунтовка  с камнями, много бродов через горные речки ручьи, ручейки. Вода в которых не только прозрачная но и вкусная и холодная. Привал на обед на одной из рек, Костя показывает шоу: утопление шишиги и хождение с бубном вокруг движка…. Пока мы ели , Костя завел шишку и выбрался на берег. Тронулись дальше,  колонна по обычаю растянулась на много километров, некоторые участник блуждали, но все к вечеру выбрались на асфальт а затем и на бетонку в сторону Кировска. Кировск оказался интересным городом, стоит на сопках, много лыжных трасс, гараж с белазами, кучка камня где была гора, магазин круглосуточный с запчастями на Жигули в одном помещении с ночным клубом и сауной.  Пройдя сквозь город, заезжаем в ущелье, мозг потерялся, для меня (в первый раз в горах) впечатлений от окружения просто выше крыши, масштаба нет, кажется все рядом, делаем попытку дойти до склона, вот он рядом, а оказалось немного не рядом, и так 25 км. Дорога идет по ущелью, то поднимается вврех на 200 метров( кругом мох и низкие кустики) и потом спускается вниз до 50метров ( кругом лес, правда деревья не выше 3-4 метров). В эфире уже слышим волков, они нас потеряли, рекомендуют не смотреть по сторонам а ехать в лагерь. Еще немного и мы заезжаем  на территорию базы МЧС, как оказалось от базы один домик а еще несколько это гостиница в самом центре Хибин. И Здесь мы будем две ночи и день.

Леха из Волков сделал плов, Андрюха организовал баню( вместо бассейна горная река), не жизнь а сплошное удовольствие. Утром едем к водопаду, на смотровую площадку и потом двигаем в сторону перевала, куда можно забраться на машине. Серега берет снасти и мы его десантируем на берегу озера, грозится наловить много рыбы а сами двигаем в сторону перевала. Дорога становится хуже, нас стали обгонять пешие туристы ( это люди которые с рюкзаками за спиной ходят  неделю по горным тропам пешком), Почти подвисаем днищем на камне, потом чтото снизу стучит, запах проводки горелой, и мы решаем что дальше идем пешком, перевал уже виден и кажется что до него уже близко, но идем около часа, виды вокруг описывать бесполезно. Забрались на перевал, каждый пеший турист оставляет чтото на нем, и около горки обозначающий перевал собралось довольно много всяких безделушек ( от ручек до номерных знаков). Перевал в принципе проезжаем на машине. Поднимаемся на камень и ветер меня с него почти скидывает (дует как в трубе).

Посмотрев по кругу, попив из озера, двигаемся в сторону машины, обратный путь оказался проще, доезжаем на озеро к рыбаку, находим сначала местных на мотоцикле ( заглохли в одном из бродов) они рассказывают что рыбу ловить еще  рано, потом находится и наш рыбак, мокрый по пояс, холодный и голодный и без рыбы. Возвращаемся в лагерь, где делаем профилактику  машин , ужинаем и немного отдохнув, решаем повесить стрелку с Калининградом на столбах у вьезда на базу. ( столбов уже 4штуки). Взяв сломанную рессору , турбинку и проведя дизайнерские работы, через по часа мы закрепили наш труд на одном из столбов. Слава подошел к делу более основательно, но ливень ему помешал доделать творение. Погода испортилась и мы ложимся спать. Утром традиционно пытаемся догнать колонну, и обгоняем ее. Колонна немного заблудилась, и сделала лишний круг. И мы опять едем по лесным  дорожкам где разбросаны булыжники, и даже в болотах тоже камни. Пару раз колонна останавливается, сначала экипаж с Белоруссии сьезжает с дороги и проваливается по фары, потом оттаскиваем с дороги ЛУАЗ местных жителей, он сломался и его бросили. Оказывается этими дорожками местные катаются довольно часто и то что на трофи рейде считается СУ  у местных жителей это дорога в магазин. Весь день едем вдоль Хибин, обьезжаем их по кругу. Лагерь ставится на берегу реки. До Апатитов не далеко, а нам так хочется в магазин. Берем желающих (оказался только один) трогаемся в Апатиты, наш путь проходил по территории завода,кругом огромные трубы, видели даже белаз с канистрой вместо кузова, для проезда через проходные используем секретный пароль. Вот и город, вот и магазинчик (небольшой супермаркет со своей пекарней). За время экспедиции мы уже отвыкли от хождения по магазинам так , что даже потерялись в нем , сделали кучу покупок , и даже купили торт. Пора назад в лагерь, был дождь и трава на двух небольших полянах мокрая, и мы находим место для нашего маленького лагеря на каменном пляже реки, устроив каменный триал по дну реки , мы разбиваем лагерь. Утро традиционное, все собрались и уехали а мы еще завтракаем. Но нам не  привыкать, тем более впереди прогон по асфальту 400 км., через Кандалакшу на Умбу и дальше почти до Варзуги. Опять проезжаем по заводу , через Апатиты , Серега делает очередную безуспешную попытку купить местный сувенир. Проезжаем мост через пролив ( такое огромное озеро что есть даже проливы). И Из коробки раздается странный звук, машина не едет. Веревка за Доджика и мы затягиваемся на стоянку у озера, вид обалденный, мы даже пожалели что не ночевали здесь.  Пока мы занимались вскрытием коробки, Слава решил поменять масло в раздатке и заднем мосту ( там была вода). Вскрытие показало что пациент мертв и у нас больше нет ни 3й ни 4й передачи ( коробка 4х ступ.). Собираем все обратно, предупреждаем Костю что мы едем медленно, заодно обзваниваем всех кого знаем на тему поиска коробки. Слава остается, он нас догонит, а мы поползли в сторону Кандалакши. После отъезда, подумали что плохо что не оставили наш номер телефона. Езда по асфальту со скоростью 40 км/ч, это что то.  Через пару часов привыкаешь и даже становится весело. Вот и Кандалакша, заправляемся, двигаем дальше на Умбу. Нас обгоняют Барсик и Солнышко, в эфир они не выходят, проходит пятый час, а слава нас не догоняет, начинаем немного волноваться, но едем до Умбы, где делаем перерыв на еду. Телефон работает и мы проводим сеансы с вязи с Калининградом. И получаем звонок от Аленки  «северного радио», что нас ищет Слава, оказывается он кружит в Кандалакше, Проведя с ним сеанс связи , двигаемся дальше. Легенда расположения лагеря у нас была очень примерная и по хорошим прогнозам нам было еще ехать 80 км, а по плохим 140. Пересекаем полярный круг, и в радио эфире слышим доджика, они нас почти догнали. Дальнейший путь оказался веселее, сбылся плохой прогноз и немного поплутав к часу ночи мы в лагере. Это была первая за 3 недели когда мы увидели луну. Небольшой перекус и спать. Следующую ночь лагерь стоит на этом же месте, а дневной маршрут идет по кругу. Машины оставляем в лагере и перебираемся на крышу шишиги туристами. Сначала по отливу Белого моря к кораблю сидящему на мели ( с 1998 года он там ржавеет), далее в самую северную пустыню , в устье реки Варзуга. Стоят баркасы на берегу, средний траулер полузасыпанный песком, на другом берегу  промысловая деревня на сваях. Подбираем пешеходного туриста, идет пешком 120км. Из населенного пункта на букву Ч ( ну не запомнил а карта далеко), дороги там нет, и поселков только два да и те промысловые ( Турист родом из Калининграда да живет в Москве).  Купаемся и в пустыню, настоящая пустыня на участке 10*10 км. Один песок и ничего больше, на ее краю стоит лес, но видно что лес отступает под натиском песка. И работ по его остановке не видно. Пустыня сделана руками человека.

Посещаем деревню Варзуга и самую старую православную церковь русского севера. Люди здесь все-таки другие. Возвращаемся в  лагерь, пока организаторы готовят финальную уху, мы вытачиваем из гусеничного пальца зубило и идем добывать аметисты из скалы на берегу моря. Горные старатели из нас никакие но мы все-таки смогли что-то отковырять. Потом Уха, последний совместный вечер и спать. Утром все разъезжаются, даже как-то грустно что экспедиция закончилось, ощущение что прошел всего один день.

Собираемся и мы . В команде с Доджем решаем что едем в Карелию там стоим день на озере и потом почти до Питера и они в Анапу и потом домой а мы в Питер и домой.

Прощаемся с Костей и Наташей , они рекомендуют заехать в деревню Ковда (старая поморская деревня) вид красивейший. Путь до Карелии озер Карелии оказался не близок, но все таки   достигли цели, Слава показал настоящую Карелию, провел нас лесными финскими дорожками через болота и реки. К моменту отдыха в коробке уже образовалась дыра через которую вышли две шестерни. ( при помощи стяжек, пушечного сала, литола и немного трансмисионки мы коробку починили и она дошла до Питера). Постояв день на озере, поймав щуку и еще каких то рыб мы тронулись дальше. Когда выбрались на асфальт Додж нас взял на веревку и нарушая все Правила по скорости мы доехали почти до Питера, на развилке мы поползли в Питер а Слава на черное море. Ночуем  в лесополосе на трассе и в 10 утра мы заезжаем в Питер. После 3х недель путешествия без пробок  , заезд в город был экстремальным приключением, пара часов и мы в Питерском клубе 4х4 и адреналин еще долго бушевал у меня в крови. Саша Дерюгин нас обрадовал , что коробка уже лежит в их боксе и что там есть яма и что он нас на нее пустит. В пять вечера машина уже на ходу, доделываем разную мелочевку и трогаемся в обратный путь.

Ночь проводим уже на знакомом озере , от Питера 120 км, потом ночуем в Вильнюсе на берегу реки, благодаря ремонту трассы находим неплохое кафе где вкусно готовят (надо сказать что в Литве почти везде вкусно готовят, но здесь было еще лучше). Заехать в область через Чернышевское ( сколько раз я наступал на эти грабли), отстойник 7 машин и мы 2 часа стоим, потом еще час между Литвой и Калининградом и вот мы и в области.

Еще немного и мы дома.

Еще не зайдя домой , понял что хочется вернуться на Кольский …..

 

Статистика:

Пройдено 7130 км. Средний расход 12,5 л/100 км соляры.

 

 

Перейти к просмотру фотографий
 
« Пред.   След. »

© Клуб “Дикий Запад” www.off-road39.ru              webmaster Diesel Design

-
Намечаемые мероприятия
-
Дни рождения
-